Военно-морской флот — это вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий, состоит из четырёх флотов: Дважды Краснознамённого Балтийского(существует с 1703 г.), Краснознамённого ордена Ушакова Северного (с 1733 г.), Краснознамённого Тихоокеанского (с 1935 г.), Краснознамённого Черноморского ( с 1783 г.) и Краснознамённой Каспийской флотилии ( с 1722 г.). Каждый флот имеет свою богатую и героическую историю. Днём рождения российского морского флота считается 30 (20 по старому стилю) октября 1696 года, когда Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота – «Морским судам быть».
С самого создания флота моряки стремились как то отметить своё отношение к флоту, к опасной и трудной профессии моряка. Нагрудным знакам Военно-морского флота СССР и России посвящена выставка «Морские награды России», которую предоставил в музей Председатель Ахтубинского клуба коллекционеров С. Ефремов. Все нагрудные знаки и значки можно разделить на несколько разделов — это воинские нагрудные знаки и шевроны которые выдаются: чтобы отличить воинов по принадлежностью к различным морским профессиям; знаки командира корабля или подводной лодки; за отличия в службе; гвардейцам; за окончание военно-морских учебных заведений; знаки классных квалификаций моряков; за дальние походы и участие в учениях; юбилейные знаки и значки кораблей; учебных заведений; военно-морским базам. Таких знаков и значков выпущено большое количество и все их собрать практически невозможно. В 2003 году группа коллекционеров из С. Петербурга, совместными усилиями выпустила четырёх-томник «Знаки и жетоны Российского флота», который охватывает период с 1696 по 2004 год.
Выставка Ефремова С.А. представляет собой несколько планшетов на которых знаки подводных лодок разбиты по флотам. Там же размещены и значки городов чьим именем названы подводные лодки или городов где размещены военно-морские базы. Представлены знаки подводных лодок-музеев, которые в настоящее время могут посетить все интересующиеся подводным флотом и героической службой подводников. Это:
— подводная лодка типа «Декабрист» — «Д-2» при спуске на воду носила имя «Народоволец». Главный конструктор Б.М.Малинин. Одна из самых удачных проектов первых советских подлодок. Строилась в 1926-1931 годах. В годы Великой Отечественной Войны, в сложнейших условиях блокады и массированного противодействия со стороны германского флота и авиации, совершила четыре боевых похода и потопила 4 фашистских транспорта. В 1989 году было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалёку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге;
— подводная лодка «Лембит» –подводный минный заградитель, построенный в Англии для Эстонии в 1937 году. После присоединения Эстонии к СССР вошла в состав военно-морского флота СССР. В годы Великой Отечественной войны в результате боевой деятельности экипажа «Лембит», его мужеству, мастерству, а также отваги и настойчивости её командира старшего лейтенанта А.М. Матиясевича за годы войны было потоплено и повреждено торпедными ударами, и минным оружием 8 кораблей и 17 транспортов. «Лембит» стала одной из наиболее результативная подводных лодок Балтийского Флота. В марте 1945 года «Лембит» награждена орденом Красного Знамени. Весь экипаж стал орденоносным. В мае 1985 года, благодаря настойчивости людей заботящихся о сохранении славных традиций Советской армии и Военно- Морского Флота лодка установлена в качестве мемориального музея в г. Таллинн – столицы Эстонии;
— подводные лодки типа «С» — один из самых удачных проектов первых советских лодок. Самая легендарная лодка типа «С» это «С-56». Она спущена на воду в декабре 1939 года. К началу Великой Отечественной Войны входила в состав Тихоокеанского Флота. Для усиления Северного Флота в конце 1942 года вместе с «С-51», «С-54», «С-55», «Л-15» и «Л-16» совершает беспримерный скрытый переход с Дальнего Востока через Панамский канал в Атлантический океан, далее на базу Северного Флота порт Полярный. Поход был крайне тяжёлым испытанием для экипажа и самой лодки, не все лодки дошли. Командир лодки – Герой Советского Союза (1944 г.) капитан-лейтенант Г.И.Щедрин, под его руководством лодка воевала до конца войны, а затем совершила обратный переход на Дальний Восток Всего лодка совершила восемь боевых похода, потоплено 10 боевых кораблей и судов, 4 повреждено. За самоотверженный, героический ратный подвиг 31 марта 1944 года лодка награждена орденом Красного Знамени, она стала гвардейской, все члены экипажа награждены орденами. В настоящее время «С-56» установлена на берегу залива Золотой Рог в центре Владивостока у здания штаба Тихоокеанского флота;
— подводная лодка Б-396, проекта 641Б. Своими корнями музей уходит ещё в 90-е годы, когда московские ветераны ВМФ обратились к правительству Москвы с ходатайством о создании музейного комплекса, посвящённого флоту. В качестве главного экспоната была выбрана дизель-электрическая субмарина «Новосибирский комсомолец» проекта 641Б «Сом», выведенная из штата флота в 1998 году. Праздничное открытие состоялось 26 июля 2006 года. Судно находится на берегу Химкинского водохранилища. С тех пор музей регулярно принимает гостей, желающих посмотреть, как выглядит подводная лодка изнутри и познакомиться с обстановкой, в которой моряки жили и выполняли боевые задания.
Одну из частей выставки Сергей Ефремов посвящает династии моряков-подводников Ефремовым. Отцу Ефремову Анатолию Ивановичу, его брату моему дяде Борису Ивановичу и двоюродному брату Павлу Борисовичу. Отец и дядя окончили Ленинградскую Военно-Морскую медицинскую академию и стали врачами-подводниками. Отец служил на Камчатке (Тихоокеанский флот) на дизельной подводной лодке. После одного из ответственного и трудного похода практически весь экипаж лодки, в том числе и мой отец были списаны на берег. Дядя служил на одной из первой советской атомных экспериментальных подводных лодок — К-27 Северного флота в посёлке Гремиха. На одном реакторе произошла авария, восемь подводников умерло сразу же после переоблучения, весь экипаж был списан на берег, многие уволены, лодку пришлось затопить. Судя по опубликованным воспоминаниям моему отцу и дяде пришлось делать операции по удалению аппендицита, когда лодка находилась в подводном положении. Дядя, кроме этого сдал зачёты и получил право на управление подводной лодкой, что было необычной ситуацией, так как обычно это право давалось старшему помощнику корабля и штурману. Сын дяди Бори – Павел, продолжил династию подводников и после окончания Севастопольского Высшего Военно-морского инженерное училище получил направление на Северный Флот, туда же, где прошла служба отца, на должность командира дистанционного управления левого борта главной энергетической установки АПЛ «К-44» проекта 667БДР. «Убийцей городов и кораблей» — так называли этот проект. О своей службе брат издал книгу воспоминаний «Стоп дуть!». Брат Сергея Анатольевича был младше на восемь лет, однако в мае этого года безвременно ушёл из жизни, преследуемый болезнями, которые получил на службе.
Председатель клуба коллекционеров г. Ахтубинска
Сергей Ефремов