Железная дорога
ЗЕНИТНЫЙ БРОНЕПОЕЗД
РЕЧНИКИ
"ХРОНИКА ЧУВСТВ" - ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА ПАМЯТИ

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аблязов Фахрутдин Рахматгалиевич

(1913 — 1958)

Ф. Р. Аблязов родился в 1913 г. в с. Грачи ныне с. Садовое, Астраханской области.

В Советской Армии — с 1935 по 1938 г.

Вновь призван в армию в 1942 г. С сентября 1942 г. находился на фронте. Шесть раз был ранен. В 1944 г. был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. 30.01.1945 г. командир стрелкового отделения 904-го стрелкового полка (245-я стрелковая дивизия, 59-я армия, 1-й Украинский фронт) старший сержант Ф. Р. Аблязов при форсировании р. Одер в районе западнее г. Катовице (Польша) заменил выбывшего из строя командира взвода. Переправившись на противоположный берег, взвод принял бой, давая возможность переправиться остальным ротам.

В ходе боя взвод уничтожил 4 вражеские огневые точки, очистил одну из улиц населенного пункта и отрезал противнику пути отхода.В течение дня взвод под командованием Аблязова трижды отражал контратаки противника. Во время боев старший сержант Аблязов получил тяжелые ранения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.04.1945г. за умелое и решительное командование взводом при форсировании р. Одер, за инициативу, проявленную в бою, за личное мужество и отвагу старший сержант Ф. Р. Аблязов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

Демобилизовался в 1945 г., вернулся на родину, работал в колхозе.

Бабичев Виктор Алексеевич

(1916 — 1983)

В. А. Бабичев родился 16.04.1916 г. в пос. Петропавловка, ныне в черте г. Ахтубинска, Астраханской области, в семье рабочего.

В Красной Армии был с 1937 по 1940 год. С сентября 1941 г. Владимировскм райвоенкоматом вновь призван в Армию. С марта 1942 г — Командир орудия 125-го отдельного истребительного про­тивотанкового дивизиона (29-я стрелковая дивизия, 6-я гвар­дейская армия, 1-й Прибалтийский фронт) старшина В. А. Бабичев особо отличился 05.07.1944 г. у д. Тычки (Миорский район, Витебская область).

Батарея вела неравный и упорный бой с двумя батальона­ми пехоты и артдивизионом 75-миллиметровых пушек про­тивника. Орудийный расчет старшины Бабичева прямой на­водкой из орудия уничтожил: 1 автомашину, 4 мотоцикла, 2 станковых пулемета. В этом бою батарея израсходовала все осколочные снаряды, а пехота врага, окружив батарею, на­ступала на орудие Бабичева. Бабичев поднял личный состав расчета в атаку. Тяжелораненый он не покинул поле боя и личным примером воодушевлял боевых друзей.

За мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками старшине В. А. Бабичеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 г. было присвоено зва­ние Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Славы II и III ст., медалями.

С1945 г. старшина В. А. Бабичев — в запасе. Жил и работал в г. Ахтубинске. 

 

 

Бегенов Мади Кайбиевич

(1916 — 1943) 

М. К. Бегенов родился в 1916 г. в п. Петропавловске ныне г. Ахтубинск, Астраханской области в семье рабочего. Окон­чил курсы ликбеза.

В действующей армии — с декабря 1942 г. Командир отде­ления 619-го стрелкового полка (203-я стрелковая дивизия, 12-я армия, 3-й Украинский фронт) сержант М. К. Бегенов отличился 25.10.43 при форсировании р. Днепр у пос. Новый Кичкас (ныне г. Запорожье). При неоднократных контратаках противника Бегенов установил местонахождение вражеского станкового пулемета. Сведения об этом он передал команди­ру и продолжал корректировать огонь артиллерии. В резуль­тате огневая точка противника была подавлена. При последу­ющем продвижении подразделения вперед Бегенов первым ворвался в траншею врага. Лично в рукопашной схватке унич­тожил несколько гитлеровцев и тем самым обеспечил про­движение своего взвода.

При дальнейшем наступлении Бегенов также проявил му­жество и отвагу: ворвавшись во вторую линию окопов, он увлек за собой бойцов. Заняв окопы противника, они способ­ствовали продвижению вперед всей роты. Благодаря реши­тельным Действиям взвода Бегенова поставленная командо­ванием задача была выполнена. Сержант М. К. Бегенов герои­чески погиб в бою 01.11. 1943 г. Похоронен в братской могиле в г. Запорожье.

За мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.03.1944 г. сержант М. К. Бегенов удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды.

 

Боканев Алексей Михайлович

(1896 — 1969)

А. М Боканев родился в 1896 г. в с. Капустин Яр, Астраханской обл.

В 18 лет был призван в армию рядовой царской армии генерала Самсонова. В годы Гражданской войны Боканев А.М. дрался с белогвардейцами на Кавказе, Дону и Кубани, против Врангеля в Крыму, против махновцев на Украине. В январе 1942г. был призван в Красную Армию и направлен на фронт.

18.07.1944 г. при прорыве обороны противника в районе западнее п. Ковель (Волынская обл.) стрелок 4-й роты (498-й стрелковый полк, 132-я стрелковая дивизия, 47-я ар­мия, 1-й Белорусский фронт) рядовой А. М. Боканев забросал гранатами вражеский пулемёт, чем помог роте ырваться в траншею противника. В бою за д. Почапы (Волынская обл.) на западном берегу р.Выжевка разведал расположение огневых средств противника, а также брод, через который провел роту. В результате на западном берегу ротой был создан плацдарм, что дало возможность перепра­виться остальной пехоте и легкой артиллерии.

20.07.1944 г. рядовой Боканев одним из первых на подруч­ных средствах форсировал р. Западный Буг в районе с. Збереже (Польша) и открыл огонь по противнику.

За проявленные героизм и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 г. рядовому А. М. Боканеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденом Ленина, медалями.

После войны демобилизовался, вернулся в родное село, работал в колхозе.

 

Гужвин Пётр Кузьмич

(1918 — 1942)

П. К. Гужвин родился в 1918 г. вс. Покровка Астраханской области в семье крестьянина. Окончив 7 классов, работал трак­тористом в колхозе.

В Красной Армии был с 1939г. В действующей армии — с марта 1942 г. Командир взвода 276-го стрелкового полка (11-я стрелковая дивизия НКВД, 37-я армия, Закавказкий фронт младший лейтенант П. К. Гужвин отличился в ноябре 1942 г. в боях за г. Алагир. Взводу Гужвина было поручено отстоять высоту. Гитлеровцы под при­крытием артиллерийского и минометного огня сумели почти вплотную подойти к окопам советских воинов. Гужвин поднял взвод в контратаку. Но в это время во фланг атакующих ударил вражеский пулемет. Гужвин подполз к дзоту и грана­тами уничтожил гитлеровских пулеметчиков. Бойцы снова под­нялись в атаку, но еще один фашистский пулемет ударил из дзота по наступающим бойцам. У Гужвина кончились грана­ты, тогда он подобрался ползком к пулемету и закрыл телом амбразуру вражеского дзота. Воины поднялись в атаку и зах­ватили высоту.

Звание Героя Советского Союза присвоено младшему лей­тенанту П. К. Гужвину Указом Президиума Верховного Сове­та СССР от 31.03.43 г. посмертно.

Награжден орденом Ленина.

Похоронен П. К. Гужвин в районе г. Алагир. Пограничная застава носит его имя. В г. Астрахани именем Героя названа одна из улиц.

 

Зайцев Иван Николаевич

(1923-1997)

И. Н. Зайцев родился 08.03.1923 г. в пос. Ленинск, ныне город, Волгоградской области в семье рабочего. Проживал в с. Владимировка Астраханской обл. Окончил среднюю шко­лу, поступил в рыбвтуз, работал учителем.

С сентября 1941 г. — в Советской Армии. В 1942 г. окончил военно-пехотное училище в г. Ставрополе. В боях с врагом — с сентября 1942 г. Участвовал в обороне г. Сталинграда, в Курской битве, в освобождении Правобе­режной Украины, Румынии, Болгарии, Югославии. В 1944 г. начальник Штаба 209-го гвардейского стрелкового полка гвардии майор И. Н. Зайцев отличился в Бел­градской операции. В ночь на 20.10.1944 г. два батальона под его командованием форсировали р. Дунай в районе населенно­го пункта Батина (Югославия) и в течение нескольких дней удерживали плацдарм до подхода основных сил дивизии. Со­ветским воинам пришлось отражать до 11 атак врага в сутки. Переправившиеся части дивизии прорвали оборону про­тивника на западном берегу р. Дунай и продвинувшись до 40 км в лубину, расширили прорыв до 150 км по фронту.

За захват и удержание плацдарма на западном берегу р. Дунай, обеспечившего переправу крупных сил армии, Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР от 24.03.1945 г. гвар­дии майору И. Н. Зайцеву было присвоено звание Героя Со­ветского Союза.

Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знаме­ни, 2 орденами Отечественной войны I ст., 2 орденами Крас­ной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» III ст., медалями, иностранным орденом.

В послевоенное время генерал-лейтенант И. Н. Зайцев про­живал в г. Москве.

 

 

Куличев Иван Андреевич

(1920 — 1979) 

И. А. Куличев родился 29.08.1920 г. на станции Верхний Бас­кунчак Астраханской обл. в семье рабочего. В Советской Армии — с 1940 г. В июле 1943 г. после окончания Пермской военной авиаци­онной школы пилотов прибыл на фронт.

В один из октябрьских дней 1943 г. в группе штурмовиков Куличев шел на уничтожение танков противника. На пути к цели группу встретили 74 «Юнкерс-87». Завязался бой. Штур­мовики дважды атаковали противника. Куличев сбил 1 само­лет врага, 7 уничтожили его товарищи. Через несколько дней при штурмовке живой силы и тех­ники противника на правом берегу р. Днепр самолет Куличева был сильно поврежден, но летчик выполнил зада­ние и привел самолет на аэродром. В дальнейшем Куличев принимал участие в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской операциях.

К концу июня 1944 г. командир звена 155-го гвардейского штурмового авиационного  полка гвардии лейтенант И. А. Куличев совершил 103 бое­вых вылета, уничтожил 8 танков, 38 автомашин, 5 ж/д вагонов, подавил огонь 3 зенитных батарей, сбил лично 2 самолета врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.10. 1944 г. гвардии лейтенанту И. А. Куличеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знаме­ни, орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Роди­не в ВС «СССР» III ст., медалями, иностранными наградами. В 1954 г. Куличев окончил Военно-воздушную академию. Занимал ряд командных должностей. Заслуженный военный летчик СССР. Был начальником факультета Военно-воздушной инженерной академии

 

Орлов Михаил Петрович

(1907-2001)

М. П. Орлов родился 25.10.1907 г. в пос. Нижний Баскунчак Астраханской обл. в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал помощником бурового мастера в Бассольтресте.

В Советской Армии — с 1929 г. В 1934 г. окончил школу лет­чиков-наблюдателей. С июня 1941 г. гвардии майор М. П. Ор­лов, штурман эскадрильи, воевал в составе 7-го гвардейского авиаполка дальнего Действия (54-я авиадивизия, авиация даль­него действия).

20.10.1941 г. экипажу Орлова была поставлена задача: в дневном полете доставить горючее окруженной танковой ча­сти в районе г. Бедни. При проходе линии фронта самолет подвергся сильному зенитному и оружейно-пулеметному огню противника. Отыскав место расположения сво­их войск, экипаж доставил 2500 кг горючего. Танковая часть вышла из окружения. После возвращения на аэродром в са­молете было обнаружено 40 пробоин. За успешное выполне­ние задания члены экипажа были награждены орденом Бое­вого Красного Знамени.

К концу ноября 1944 г. гвардии майор М. П. Орлов совер­шил 205 ночных вылетов на бомбардировку важных военно-промыщленных объектов в глубоком тылу противника, его аэродромов, скоплений войск.

За мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1945 г. гвардии майору М. П. Орлову присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Зна­мени, 2 орденами Отечественной войны I ст., орденом Крас­ной Звезды, медалями. После войны Орлов продолжал службу в авиации Военно-Морского Флота. С 1957 г. гвардии майор М. П. Орлов — в отставке. 

Железная дорога

Одной из важнейших задач военного периода была организация бесперебойных перевозок военно-стратегических и хозяйственных грузов. С началом Великой Отечественной войны Астраханская область приобрела важное политическое и стратегическое значение, т.к. являлась  воротами на Кавказ и Среднюю Азию. С осени 1941 г., когда в результате наступления немцев выбыла из строя главная железнодорожная магистраль (Москва – Курск – Харьков – Ростов – Баку), а затем и  юго – восточная железная дорога, главную роль стали играть Волжский путь и железные дороги Астрахань – Сталинград, Астрахань – Саратов, Астрахань – Гудермес. В июле и августе 1942 г. вражеская авиация наносила бомбовые удары по жд линии Астрахань – В.Баскунчак – Урбах, а в сентябре и октябре число бомбардировок увеличилось в сотни раз. За период с июля по декабрь 1942 г. на этой линии было повреждено вражеской авиацией более 100 паровозов и свыше 3000 вагонов. Особенно яростным налетам подвергалась  станция  В. Баскунчак. На Баскунчакский жд узел было совершено в 2 – 2,5 раза больше налетов, чем за всю войну на любой из крупных жд узлов прифронтовых дорог. После первых же бомбежек станционный поселок сгорел, люди ушли за несколько километров в степь,жили в землянках.

 

 

Для обеспечения движения эшелонов с калининского фронта была передислоцирована   15-я железнодорожная бригада полковника В.В. Безвесильного.   Штаб бригады  разместился  вблизи ст.В.Баскунчак. Особенно трудно и опасно было бороться с пожарами, Но железнодорожники, рискуя жизнью, бросались в пламя. Они гасили горящие цистерны, выносили из огня боеприпасы. Магистралью мужества называли защитники Сталинграда линию Астрахань – В.Баскунчак – Урбах. Впервые за годы войны на этой линии были организованы восстановительные команды, сопровождавшие эшелоны. После налетов эти команды немедленно приступали к спасению грузов и  скорейшему восстановлению движения на перегонах.

 

На станции Верблюжья стоит памятник – на холме высоко вознеслась четырехгранная стела, увенчанная красной звездой. Этот памятник – свидетельство трагедии на железной дороге в годы войны, он поставлен на братской могиле погибших от вражеской бомбежки солдат и командиров 169 стрелковой дивизии. Это произошло в конце октября 1942 г. К моменту прибытия эшелона, в котором находились батальон и штаб 556-го стрелкового полка, дивизионы 307-го артиллерийского полка, здесь уже стоял другой транспорт, груженый боеприпасами и горючим. Неожиданно начался налет вражеской авиации. Имевшихся средств противовоздушной обороны было недостаточно, чтобы отразить атаку. Загорелись стоявшие рядом вагоны с боеприпасами и цистерны с горючим. Раздались мощные взрывы. В первые же минуты погибли командир 556-го стрелкового полка майор М.М.Александров, начальник штаба майор П.С.Ольшанский, командир дивизиона 307-го артиллерийского полка К.А.Поддубный и многие другие. Всего 272 человека. Приезжают к братской могиле бывшие воины дивизии, чтобы почтить память погибшим.

ЗЕНИТНЫЙ БРОНЕПОЕЗД № 72

1 сентября 1942 года для охраны станции Ахтуба и фронтового склада ГСМ № 1020, расположенного в заречной части, прибыл зенитный бронепоезд № 72. Командовал бронепоездом кадровый офицер, служивший в армии с 1928 года, капитан Бобков Григорий Флигонтович. До назначения на эту должность он был командиром зенитной батареи и успел отличиться в боях с первых дней войны,- тогда за небольшой промежуток времени его батарея сбила три самолета противника, два из них 1 июля 1941 года. До прибытия в Ахтубу бронепоезд защищал станцию Горбачево Тульской области. В один из дней при массовом налете 21 самолета, которые с пикирования бомбили непосредственно бронепоезд, зенитчики смело выдержали восемнадцать налетов, сбив при этом четыре самолета противника. 24 сентября 1942 года, при налете 41 самолета на станцию Ахтуба, бойцы бронепоезда показали бесстрашие в борьбе и сбили два пикирующих бомбардировщика Ю-87. 11 октября на станцию Ахтуба налетело 40 самолетов. Осколками был убит наводчик орудия ефрейтор Глинский. Командир огневого взвода лейтенант АблаевЗуфарШакирович приказал командиру орудия занять место убитого наводчика, а сам стал командовать орудием и сбил бомбардировщик Ю-88. Приказом по войскам Сталинградского фронта от 9 декабря 1942 года лейтенант Аблаев был награжден орденом Боевого Красного Знамени, но получить его он не успел. 18 октября бронепоезд понес большие потери в личном составе и технике. 12 немецких бомбардировщиков Ю-88 отвлекли на себя непрерывный огонь пушек и пулеметов, а один «юнкерс» с пикирующего полета безнаказанно зашел бронепоезду в тыл и сбросил бомбы вблизи бронеплощадок. Осколками и ударной волной 2 орудия зенитной артиллерии и все приборы управления и наведения вышли из строя. Погибли 12 человек личного состава, в том числе командир бронепоезда 72 капитан Бобков.

 

При активном участии жителей г.Ахтубинска и района, военнослужащих ГЛИЦ им.В.П.Чкалова в последние годы проводится поисковая работа, подтвердившая ожесточенный характер боев, самоотверженность и значительный вклад железнодорожников, воинов путей сообщения, речников, жителей слободы Владимировки, поселка Петропавловки, станций «Верхний Баскунчак», «Ахтуба» в общую победу в Сталинградской битве. 
На основе архивных документов, воспоминаний и различных публикаций изучено и более детально установлена хроника событий и боевых действий вАхтубинском районе. Определены места массовых захоронений военнослужащих в воронках от авиационных бомб вдоль железнодорожных путей, пострадавших от вражеских налетов авиации в период передислокации войск на ж/д — линиях Сталинград-Владимировка-В.Баскунчак; Урбах-В.Баскунчак-Астрахань. Уточняются списки погибших в жестоких боях и бомбардировках на ст. «Ахтуба», «Кочевая», «В.Баскунчак», «Сайхин», «Богдо» и др. 

  

 

Сегодня впервые с того далекого и кровавого 1942 года, в соответствии с именным списком безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 72-го отдельного бронепоезда ПВО, можно назвать имена воинов, павших в бою и похороненных на станции Ахтуба:

1. Глинский Николай Андреевич, ефрейтор, 1913 г.р., артиллерист, 11 октября 1942 г. убит а бою с вражеской авиацией, похоронен: ст. Ахтуба Сталинградской области Владимировского района;

2. АбласвЗуфарШакирович, лейтенант, 1919 пр., командир отдельного огневого взвода, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

3. Макушев Савва Зиновьевич, сержант, 1908 г.р., помощник командира взвода, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

4. Петренко Федор Семенович, красноармеец, 1906 г.р., артиллерист, 18 октября 1942 г. убит в «бою с вражеской авиацией, похоронен б могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

5. Калесшшов Федор Иванович, красноармеец 1911 г.р,, артиллерист, [8 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

6. Долгалиев Алексей Николаевич, красноармеец, артиллерист, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

7. Мурашкин Василий Семенович, красноармеец, артиллерист, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

8. Егорочкмн Алексей Михайлович, красноармеец, 1915 г.р., артиллерист, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

9. Козлов Павел Иванович, красноармеец, 1922 г.р., разведчик, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

10. Симинцов Дмитрий Федорович, красноармеец, 1906 г.р., сапожник, 18октября 1942г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

11. Аверкнн Алексей Андреевич, красноармеец 1898 г.р., пулеметчик, 18 октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

12. Бобков Григорий Флигонтович, капитан, 1906 г.р., командир бронепоезда, 18октября 1942 г. убит в бою с вражеской авиацией, похоронен в могиле ст. Ахтуба Сталинградской области;

13. Ткачук Владимир Григорьевич, ст. лейтенант, 1919 пр., зам.командира бронепоезда, 18 октября 1942 г. ранен в бою с вражеской авиацией и умер 22.10.1942 г., похоронена могиле ст. Ахтуба Сталинградской области. 
В команде бронепоезда были и не боевые потери:

14. Непомнящий Иван Дмитриевич, сержант, 1916 пр., пулеметный мастер, 7 ноября 1942 п утоп, похоронен: слобода Владимировка, Влада-мировского района Сталинградской обл.;

15. Литвинов Василий Степанович, красноар¬меец 1909 пр., радист, 7 ноября 1942 г. Утоп, похоронен: слобода Владнмировка, Владимиров-ского района Сталинградской обл.

РЕЧНИКИ

Тяжелейшие испытания выпали на долю речников. С началом Великой Отечественной  войны Волга превратилась в важнейшую коммуникацию по перевозке войск, вооружения, эвакуации мирных жителей, предприятий.  Только на переправах Сталинграда совершено 35 400 рейсов, и перевезено 543 000 человек, 29 400 автомашин, 1300 тягачей и орудий, 49 тысяч тонн боеприпасов и продовольствия. В годы войны речники понесли большие потери, погибло 224 судна. Нижневолжское пароходство имело во Владимировке свою базу. В связи с уходом на фронт многих работников флота было налажено обучение судовым специальностям молодежи и женщин. Команды судов сокращали сроки стоянок, устраняли поломки своими силами, не заходя на ремонтные базы. Труд транспортников был нелегким: приходилось вести суда под обстрелами фашистской артиллерии, под бомбами, по участкам, усеянным минами. На Волге, напротив Дома Культуры речников стоит памятник погибшим речникам. Здесь проходил единственный путь по Волге, по которому перевозили войска и грузы.  Волжский флот в 1942 г. перевез для нужд фронта и тыла только на участке Астрахань – Сталинград  около четырех миллионов тонн нефти и нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, соли, леса, угля и других грузов. В то жаркое лето Волга заменяла более 10 железнодорожных линий. Чтобы парализовать перевозки грузов по Волго – Каспийскому пути немцы развернули активные действия по минированию реки. Только в апреле – мае 1943 года фашистами было сброшено в Волгу более 400 мин и свыше 100 мин оставалось из числа поставленных в 1942 году.  Последним подорвался на мине недалеко от Владимировки уже в сентябре 1943 года теплоход «Карл Либкнехт». Погибло около 400 человек. Всего за период Сталинградского сражения было потоплено свыше  300 различных судов с грузами и людьми. Речники внесли большой вклад в победу под Сталинградом. Маршал Советского Союза В.И.Чуйков писал: «…Я все время считал себя должником перед героями речного флота, которые в самые трудные дни и часы доставляли 62-й армии то, без чего она не могла бы жить и сражаться…»

В историю Великой Отечественной войны вошли многие подвиги героев – речников. В дни героической обороны Сталинграда небольшой паровой баркас «Кочегар Гетман» часто появлялся в самых опасных местах, в сложной боевой обстановке выполняя различные приказы командования. Команда баркаса имела на своем счету не один боевой подвиг. За самоотверженную работу капитан этого баркаса Маслиев Ефрем Васильевич был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда», механик Хламов Григорий Андриянович – медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». И после окончания войны баркас «Кочегар Гетман» еще долго бороздил воды затона Владимировской пристани.

В годы войны и после нее  на Волге работала экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПОН), очищая Волгу от затонувших барж и пароходов. Штаб нижневолжскихэпроновцев находился в Петропавловке.

 

 

Интернет ресурсы, посвященные Великой Отечественной войне