Ручная набойка по ткани – один из старейших видов декоративно-прикладного искусства. Это ремесло гармонично и близко к природе через натуральный материал манер, льняную ткань и природный орнамент.
На Руси набойка появилась через посредство купцов, торговавших с восточными странами. Сведения о ней встречаются уже в источниках, относящихся к X в. Сначала набивным делом на Руси занимались иконописцы-травщики. Но потом оно было освоено народными умельцами и получило широкое распространение в крестьянской среде. Из всех видов узорных тканей набойка — самая дешевая. Одежду из нее носили и деревенские жители, и небогатые горожане.
Существовали два основных типа набивных тканей: белоземельные — с рисунком по белому фону, и кубовые — с рисунком по фону синему.
И в том и в другом случае узор на ткань наносили вручную, при помощи специальных резных досок — «манер». Манеры изготавливались для большей прочности из плотных пород дерева — дуба, граба, клена, березы, бука, ореха, иногда из древесины пальмы и самшита. Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже — клиновидную. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным.
До конца XVII в. для нанесения узора на ткань применялась масляная краска. Ткань расстилали по столу, покрытому чистым сукном. Доску накладывали на полотно и били по ней деревянным молотком. Краска переходила с доски на ткань. Операция повторялась до тех пор, пока вся материя не покрывалась узорами. К концу XVII века сложился устойчивый набор орнаментов, которые могли варьироваться и повторяться разными набойщиками: «лапки», «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «глаза».
С конца XVIII в. фабричное производство набивных тканей (миткалей и ситцев) постепенно начало вытеснять ручной способ их изготовления. Однако и на протяжении всего XIX, и в начале XX в. это ремесло еще кормило целые уезды.
В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декоративные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор.
С середины XVIII столетия ручная ремесленная набойка стала интенсивно заменяться мануфактурным производством, а льняные холсты – фабричными ситцами, сначала дорогими привозными, а затем – отечественными. И в XIX веке востребованность изделий ручной ремесленной набойки заметно снизилась. К концу столетия большинство крестьян пользовались дешевыми фабричными материями, выпускаемыми многочисленными ситценабивными мануфактурами страны. Самобытное и красочное искусство набивного узорочья долее всего продержалось на Русском Севере, ставшем своеобразным хранителем этого ремесла. Почти на сто лет ручная набойка исчезла из обихода. Лишь изредка для создания единичных, практически эксклюзивных, изделий применялся этот способ украшения ткани в советское время, например для набивания знаменитых павловопосадских платков.
В настоящее время самых разных уголках страны есть люди, которые буквально реконструируют древние ремесла, вспоминают обычаи, возрождают традиции и вполне органично вводят их в контекст современной культурной жизни. В студии «Серафима» Центра народной культуры, продолжая этнохудожественные традиции своих предков – художников, набойщиков, ткачей, мастера исследуют особенности искусства набойки родного края, осваивают старинные технологии ручного декорирования тканей. Творческие работы с изысканными набивными орнаментами успешно принимают участие в разнообразных проектах – конкурсах, дефиле, фестивалях различного уровня.
Мастерицы Центра народной культуры засучив рукава постигают тайны только на первый взгляд простого искусства русской ручной набойки. Это редкое ремесло, уникальная технология ручного нанесения рисунка и окрашивания ткани Изюминка «ручной набойки» — в процессе нанесения краски на штамп. На резные деревянные штампы с разным орнаментом наносят специальные краски. Этими штампами делают оттиски на ткани. В коллекции ЦНК — десятки штампов. Воссоздать технологию оказалось трудоемким процессом. Мастера Центра народной культуры, изучали старинные книги, музейные образцы, опрашивали старожилов, собирали информацию по крупицам.
Светлана Шулдякова — одна из тех, кто щедро и с удовольствием делится тонкостями ручного окрашивания ткани, чтобы технология не была вновь утрачена. На занятия в мастерскую приходят и взрослые, и дети.
— Технология очень простая, – улыбается Светлана, мастерица студии «Серафима» – Берем штамп, намазываем его краской и прижимаем к ткани. Потом легонько постучим по прижатому к ткани штампу киянкой – чтобы краска лучше и четче впиталась в ткань. И аккуратно убираем штамп. Готово! Хотя, конечно, как в любом деле, есть свои тонкости. Когда рисунок подсохнет, его нужно прогладить утюгом с паром, чтобы краска лучше проникла в структуру ткани. Стирать потом такую материю лучше деликатно.
Ручная набойка по ткани — один из старейших видов декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов. Это древняя технология много веков являлась одним из немногих способов украшения тканей орнаментами. Уметь смотреть на ткань, одежду, занавески и представлять на ней свои узоры – это глубже смотреть на мир и на себя. Это ремесло – гениальная по простоте, гармоничная и близкая к природе, отточенная временем возможность пробудить и реализовать на практике прекрасное, что есть в каждом из нас.
Центр народной культуры приглашает всех желающих на мастер классы «Декорирование ткани методом набойки», которые проходят в этно-студии «Серафима» по адресу: ул. Волгоградская, 79. Обучаются разные возрастные группы. Проводится как разовое, так и курсовое обучение. Телефоны для справок 8-927-560-56-35, 5-27-24.