Выставка к 115-летию со дня рождения Сергея Павловича Королева в музее

Голод, разруха, гражданская война, бесконечная смена власти. Только в феврале 1920 года победила советская власть и жизнь начала налаживаться. Сергею исполнилось 13 лет, он учился дома, записался его в модельный кружок портового клуба Одессы, где они жили в это время. Мальчик занимался с увлечением, читал статьи об авиации, авиамоделированию и конструированию. С увлечением помогал ремонтировать гидросамолётов отряда ГИДРО-3 Главного управления Военно-воздушного Флота, который дислоцировался неподалёку. Здесь он совершил свой первый полет. Затем увлечение, модным в то время планеризмом, и первая его конструкция безмоторного самолёта К-5, поступление в Киевский политехнический институт, конструирование, участие в соревнованиях.

В 1926 году, Сергей Королев перевёлся в Московское высшее техническое училище. Его зачислили в вечернюю группу по аэромеханике. Днём работал то в конструкторском бюро, то на авиационном заводе, вечером учился. Авиация все шире расправляла свои крылья. Молодёжь страстно рвалась в небо. В январе 1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московской планерной школы. Её курсантом стал и Сергей Королев. В мае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервые познакомился с работами Ф. А. Цандера и брошюрой К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Книги, чертежи, схемы, кустарные модели – все, что демонстрировалось на выставке, задело сознание Королева. С этого времени он стал более пристально относиться к ракетам и полётам в космос. Производственную практику студент выпускного курса МВТУ Королев проходил в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро А. Н. Туполева. Работа в Группе изучения реактивного движения, которая увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на Подмосковном полигоне Нахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкции М. К. Тихонравова на жидком топливе. В 1933 году ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Начальником института был назначен И. Т. Клейменов, его заместителем по научной работе – С. П. Королев. В феврале 1936 года в РНИИ создаётся новый крупный отдел реактивных летательных аппаратов. Начальником его, а по сути, и главным конструктором назначается Сергей Павлович, получивший таким образом возможность вести работу по целому семейству автоматически управляемых и пилотируемых ракетных летательных аппаратов. Настойчиво и планомерно Сергей Королев шёл по намеченному жизненному пути, но наступили репрессии 1937 года.

27 июня 1938 года Королева арестовали. На следствии его обвинили в том, что он якобы член троцкистской антисоветской контрреволюционной группы и занимался вредительством в области военной техники и … десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. 13 сентября 1940 года после многочисленных ходатайств, в том числе знаменитых лётчиков и конструкторов, Королева перевели в Особое техническое бюро НКВД, в группу А. Н. Туполева, так называемую «шарашку», которая строила пикирующий бомбардировщик. В ноябре 1942 года состоялся перевод Королева в «шарашку» В. П. Глушкова, для работы над реактивными двигателями. В августе 1944 года произошло долгожданное событие – С. П. Королева и остальных участников работ освободили из заключения. В это время он уже работал вместе с В. П. Глушко в Казани на авиационном моторостроительном заводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в качестве ускорителей боевых самолётов. Королев же настойчиво предлагает строить твёрдотопливные баллистические ракеты дальнего действия на твёрдом топливе.

В августе 1945 Королев возвращается в Москву, где его привлекли к работе над созданием военной ракетной техники, подобной трофейной немецкой ракете А-4 более известной, как ФАУ-2. В сентябре 1945 года ему присвоили звание подполковника, и в составе других специалистов он вылетел в Берлин. Сергей Павлович реально приступает к осуществлению дела всей своей жизни и как специалиста, лучше других знавший все проблемы ракетостроения вскоре назначают научным руководителем всей программы по изучению ФАУ-2. Предстояло полностью разобраться в конструкции и производстве ФАУ, попытаться собрать и испытать хотя бы несколько немецких ракет. Становится понятным, что для осуществления этого необходимо создание специализированного полигона. 13 мая 1946 года Совет Министров СССР принял секретное постановление о создании первого ракетного полигона в районе села Капустин Яр Астраханской области. Руководство его строительством было поручено Государственной комиссии, председателем которой был назначен Устинов, Дмитрий Фёдорович. В сборнике «КУЗНИЦА РОССИЙСКОГО ОРУЖИЯ», выпущенного к 70-летию 4-го Государственного межвидового Краснознамённого ордена Красной Звезды полигона МО Российской Федерации или как его знают во всем мире Капустин Яр, на основании воспоминаний первопроходцев полигона так описывают его зарождение: «На полигон первые офицеры прибыли 20 августа 1947 года. Разбили палатки, организовали кухню, госпиталь. Вместе с гвардейцами Вознюка прибыли военные строители. Условия были тяжёлыми, если вообще можно говорить о каких-то условиях в голой степи. Уже на третий день на склоне балки Смыслина в 10 километрах от села началось строительство бетонного стенда для огневых испытаний двигателей А-4, который строился по немецким чертежам и оснащался вывезенным из Германии оборудованием и бункер для наблюдения за ходом испытаний. Позднее это место было названо первой площадкой. В сентябре 1947 года из Тюрингии (Германия) прибыла бригада особого назначения (так тогда из соображения секретности именовались первые советские ракетные части – основа будущих Ракетных войск стратегического назначения) генерал-майора Александра Федоровича Тверецкого. Затем два спецпоезда с оборудованием, сформированные в Германии. За полтора месяца работ к началу октября 1947 года кроме бетонного испытательного стенда и бункера на первой площадке, были построены стартовая площадка с бункером, временная техническая позиция, монтажный корпус. Провели шоссе и 20-ти километровую железнодорожную ветку с мостом через глубокий овраг, соединяющую полигон с главной магистралью на Сталинград (Волгоград)».

О строительстве жилья и казарм речи не было. Солдат размещали в землянках и палатках вдоль железной дороги Сталинград-Астрахань. Специалисты и офицеры с семьями там же, в лучшем случае в вагонах или, кому повезло в частных домах в сёлах и хуторах Капустин Яр, Солянка, Ленинск, Пологое Займище, Владимировка и других. Строительство полигона велось по фронтовому – круглосуточно. Необходимо было спешить. Американцы, которые вывезли из Германии в США не только готовые ракеты и документацию к ним, но и учёных, работавших над созданием ФАУ-2, во главе с главным конструктором Вернером фон Брауном. Они смогли уже в начале 1946 года запустить немецкие ракеты на своём полигоне. Нашей же стране достались лишь части ракет без технической документации.

И вот уже к 1 октября 1947 года первый начальник космодрома В.И.Вознюк доложил о полной готовности полигона для проведения пусков ракет, а 14 октября на полигон прибыла первая партия ракет ФАУ-2. В книге Ярослава Голованова «Королёв: мифы и легенды» так описываются эпохальные события, которые изменили весь наш мир. «Первый старт баллистической ракеты в нашей стране состоялся 18 октября 1947 года в 10 часов 47 минут утра. Примерно через минуту ракета поднялась уже на 23 километра, развернулась и легла на заданный курс, продолжая набирать высоту. Она «залезла» в небо на 86 километров и начала валиться оттуда на землю. Воронка на месте её падения диаметром около 20 метров и глубиной с деревенскую избу находилась в 274 километрах от старта». Королев дождался своего звёздного часа, о котором мечтал всю жизнь. Военная, политическая ситуация в стране, мире создалась такая, что потребовалось оружие способное ударить по врагу за многие сотни и тысячи километров. Но эта техника открывала человечеству и дорогу в космос. Маленькое, умирающее приволжское село с таким мирным названием Капустин Яр, превратилось в символ мощи Советского Союза в Капьяр – в Яростное Копье, обещающее гибель всем, кто захочет напасть на нашу Родину, но и копье, которое приблизит человека к другим планетам, звёздам.

На целых десять лет, с 1947 по 1957 год Капустин Яр стал единственным местом испытаний советских ракет. Уже в сентябре 1948 года, на полигоне были проведены испытания ракет Р-1. Хотя они были копией немецкой ФАУ, но полностью изготовлялись на советских заводах и превосходили немецкое «оружие возмездие», по дальности, точности, надёжности и другим параметрам. Сентябрь 1949 года испытания уже полностью королевской- Р-2, март 1953 года — Р-5, и так далее, множество других ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, комплексов и ракет ПВО.

Не забывал Королев и свою мечту о космосе. К этому времени ракеты надёжно встали на защиту Родины. Знаменитый королевский девиз: «Ракета – это оборона и наука!», с которым он пришёл в ракетную технику, постепенно осуществлялся. Рождалась межконтинентальная ракета с которой он связывал свои давние научные мечты. Королеву уже виделись спутники, запуски животных, полет человека на орбите вокруг Земли, старт ракет к Луне, Венере, Марсу. Началом, осуществления мечты стали запуски метеорологических и геофизических ракет. 22 июля 1951 года с Кап Яра стартовала ракета, которая на высоту 100 километров, кроме аппаратуры доставила возвращаемый герметичный отсек с собачками Дезиком и Цыганом. До 16 сентября 1960 года произведено 29 запусков с собаками на высоту от 100 до 500 километров. Проводились исследований по возможности полётов на геофизических и космических ракетах живых существ. Были проведены исследования воздействия на животных большинства факторов физического и космического характера. Дополнительно производились испытания систем аварийного спасения головных частей ракет с пассажирами. 16 марта 1962 года Капьяр стал действительно первым космодромом страны — был осуществлён запуск спутника «Космос-1». В дальнейшем с космодрома Капьяр стартовали небольшие исследовательские спутники, для запуска которых использовались ракета-носитель лёгкого класса серии «Космос», разработанная на базе серийной ракеты Р-12, это были спутники «Космос», «Интеркосмос», индийские, шведские, чехословацкие, германские и французские спутники.

Дальнейшие запуски — Первого спутника, Лайки, автоматических станций для изучения Луны, Марса, Венеры, эпохальный полет первого космонавта планеты Юрия Алексеевича Гагарина, полёт первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, первый выход человека в открытый космос Алексея Леонова, первая стыковка космических кораблей в космосе, производились Королевым с космодрома Байконур, но путёвку им дал наш первый космодром Кап.Яр.

Годы заключения, напряжённого, интенсивного труда на пределе человеческих возможностей подорвали здоровье Сергея Павловича Королева. 16 января 1966 года он скончался во время операции. Легенду о безымянном Главном конструкторе развеяли скорбные, сухие строки официального некролога. Весь мир узнал, что таинственным Главным конструктором был Сергей Павлович Королев, который мечтал о полётах на другие планеты, о таинственных далях космических миров. В энциклопедии так говорится об этом человеке: «Советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. Сергей Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. Полковник. Скончался 14 января 1966 года в Москве из-за сердечной недостаточности. Похоронен в Кремлёвской стене».

После его смерти именем Королева назовут город, более 50 улиц в разных городах Советского Союза а том числе в Знаменске и Астрахани, космические тела, утвердят награды его имени, установят памятники. Много времени Королев проведёт на стартовых площадка Кап.Яра. Он запомнится Кап.Яровцам как человеком громадной энергией, очень решительным, часто довольно суровым, способным заставить окружающих претворять в жизнь его решения.

Сергей Павлович Королев и сейчас незримо присутствует в Знаменске, в городе, где начали осуществляется его сокровенные мечты, на центральной улице ему стоит памятник, рядом улица его имени.

С.А. Ефремов
Член ахтубинского местного отделения
Российского военно-исторического общества

Добавить комментарий