Игорь Рудольфович Пухарт был мастер от Бога, человек, обладающий особой энергетикой. Его работы хорошо известны посетителям городских выставок.
Он, как всякий самодеятельный художник, был безгранично предан народно-декоративному творчеству и мог говорить о своем увлечении часами.
Игорь Рудольфович ежегодно представлял свои уникальные работы на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Золотых рук творенья», которая проходила в стенах концертно-выставочного зала Центра народной культуры.
В 2021 году Игорь Рудольфович принял участие в выставке мастеров декоративного и ремесленного творчества «Ярмарка мастеров» и получил благодарственное письмо в номинации «Мэтр художественного творчества».
Игорь Рудольфович Родился в мае 1941 года в Белоруссии г. Бобруйск. После школы учился в Ленинградском Военно — механическом институте, работал по оргнабору путевым рабочим, учился в Высшем летном училище ВВС, служил в качестве летчика — инструктора, закончил академию, далее служил под Ленинградом и в НИИ ВВС им. Чкалова, где и уволился в звании полковника в 1991 году.
Как рассказывал сам мастер: «Первое знакомство с одним из видов декоративно-прикладного творчества «маркетри» произошло в 1973 г. в г. Бобруйске в художественном ПТУ. В течение четырех часов учащиеся ПТУ показывали и рассказывали мне о сути процесса создания произведения и методику его исполнения и отделки. Рисовать не умею и не пробовал.
Основные вехи моего увлечения мне видятся в следующем: поддержка и помощь жены; уверенность преподавателя ПТУ Георгия Кирилловича в том, что я буду делать картины (при оценке моей неудачной первой работы); рекомендации Главного художника Ленинграда в 1947 г. поучиться мастерству в этом виде творчества у своих коллег XVII — XIX веков в «Эрмитаже», но оценившему мою раннюю картину в сумме, превышающую в тот период должностной оклад майора-летчика.
Основное знакомство с работами моих коллег происходило в «Эрмитаже», вернисажах Москвы, Ленинграда, в художественных салонах Москвы, Минска, Киева, Чернигова, Таллинна, Вильнюса, Феодосии, авиационных КБ и т.д. Материал для работы доставал на мебельных предприятиях, лесокомбинатах, фабриках музыкальных инструментов. Посещая эти предприятия и непосредственно цеха, меня интересовали в первую очередь отходы производства и технология отделки. Это было возможно благодаря тому, что я облетал практически все вышеперечисленные города.
Из исходных материалов для работы поражает голландский орех с неповторимыми рисунками или текстурой дерева, карельская береза во всем своем богатстве рисунка. Для увеличения возможности палитры красок и оттенков дерева почти все породы в качестве опыта я морил в воде со стальными стружками от трех до шести месяцев, получив все оттенки от серого до черного, в зависимости от породы древесины. Другие цвета шпона получил методом его варения в растворе анилиновых красителей по определенной методике, хотя использование цветного шпона достаточно спорно.»
Игорь Рудольфович Пухарт занимался особой разновидностью художественной обработки дерева -искусством интарсии. Это полузабытая, но богатая традициями техника маркетри отличается трудоёмкостью выполняемой работы. Он создавал неповторимые произведения искусства. Эти картины выполнялись посредством подбора и соединения элементов шпона, тончайших пластин ценных пород дерева, имеющих свой неповторимый рисунок. В своей работе Игорь Рудольфович использовал бук, дуб, красное дерево, орех, клён, ясень, груша, черешня, и это далеко не полный перечень используемого материала. Его мозаичные картины сохраняют тепло и обладают магнетизмом природы. В 2007 году Игорь Рудольфович был удостоен премии «Душа России» в номинации «Лучший мастер народно-художественного творчества».
Его жизненное кредо было – «Каждый, если он терпелив и усидчив, может заниматься различными видами декоративно-прикладного творчества и радовать своих близких и окружающих людей результатами своей работы, получая при этом радость творчества».
Творчество для него было родной стихией, где можно в полной мере проявить свободу и раскованность художественного мышления, безудержную фантазию и яркий темперамент. Игорь Рудольфович с огромным удовольствием делился секретами своего мастерства, обучая искусству маркетри и маленьких детей и взрослых людей. Принимал активное участие в выездных мастер — классах по Ахтубинскому району.
О технике мастера:
Искусство деревянной мозаики берёт своё начало в Древнем мире. При раскопках нередко находят инкрустации деревом по слоновой кости и металлу. Сначала деревянные вклейки служили лишь вспомогательным элементом. А затем появилась мозаика – изображение или узор, выполненный из разных по цвету кусочков, как правило, однородных материалов : дерева, камня, металла.
Пик расцвета интарсии приходится на эпоху Возрождения в Италии. Мозаикой украшали в основном церковную мебель и утварь. Методами украшения служили геометрические и растительные орнаменты. Для фона применялись тёмные породы древесины. Для рисунка – светлые, и наоборот. Зародилась интарсия в Древнем Египте, где древесину с красивой текстурой и ярким цветом стали применять для инкрустации деревянных изделий наряду со слоновой костью, металлом, перламутром и камнями. Древние греки, чтобы изменить цвет древесины, пропитывали её маслом, квасцами, кипятили в краске. Изготовляли из кипариса, кедра так же и саркофаги. Украшали их орнаментами растительных форм. С развитием мастерства орнаментальные композиции усложнились. При изготовлении сюжетных наборов стали применять гравирование, травление, обжиг древесины. Из Италии интарсия проникла во Францию, Германию и другие страны Центральной Европы.
В России до середины 17 века Искусство маркетри особого интереса не вызывало, поскольку русским мастерам была ближе объёмная резьба. Первые предметы с деревянным мозаичным узором относятся ко второй половине 17 в., когда в России появилась мебель из Германии, Польши и Франции. Не зная технологии изготовления мозаичных наборов, русские мастера «на ощупь», путём проб и ошибок начали осваивать новый для них вид искусства. Возникла необходимость овладеть азами мастерства за границей. Так искусство деревянной мозаики всего за несколько десятков лет превратилось в популярный российский вид декорирования мебели.
О таланте и виртуозности мастеров можно судить по ещё сохранившимся работам: в Большом Петергофском дворце, в картинной галерее Останкинского дворца, в Павловском дворце.
В наши дни немного высококлассных мастеров развивают это интересное и оригинальное направление.
В Ахтубинске же таким мастером был Пухарт Игорь Рудольфович. В картинных образах он чутко и тонко передавал обаяние и живописное очарование прошлого, людей, природы, прелесть места и настроение. Через его картины чувствуется созвучная его душе подлинная красота. Часть работ мастера выставляется в художественном салоне «Центра народной культуры» Ахтубинского района.