Последние вопросы
Администрация МО "Ахтубинский район"
 
Министерство культуры и туризма Астраханской области
 
Центр народной культуры
 
Районная детская школа искусств № 21 им. М.Балакирева
 
Районная детская художественная школа № 4 им. П. И. Котова
 
Путеводитель по Ахтубинскому району
 
 
 
Богдинско-Баскунчакский  заповедник
 
Ахтубинская и Енотаевская епархия
 
Управление образованием администрации МО "Ахтубинский район"
 
Областной  методический центр  народной культуры  г. Астрахань
 
 
Работы Семирикова И.Ю.
 
Творчество ахтубинцев
 
 Новости "Astrobl"
 
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
 
 
 
 
 
 

Опубликовано «Испытатель» от 7, 14 и 21 ноября 2018 г.

Версия для печати
04 декабря 2018г.

Это первая из двух статей об удивительных людях, интернационалистах, которые в 20-ые годы прошлого века эмигрировали в Советский Союз, и на заре становления ГЛИЦ им. В.П.Чкалова работали в нашем институте, чтобы внести свой вклад в борьбе за свободу рабочих и крестьян против мирового капитализма.


Герой первой статьи гениальный конструктор, учёный, инженер, лётчик, коммунист, итальянец Роберт Бартини, чья биография настолько странная и запутанная, что не нашлось человека, который бы до конца разобрался в ней.


Во второй статье я расскажу о жизни, к сожалению также забытого ныне коммуниста, одного из организаторов Итальянской компартии, лётчике Примо Джибелли. Он участник Гражданской войны в Советской Росси, о подвигах которого еще в 1936 году был снят художественный фильм. Отличный лётчик-испытатель НИИ ВВС, хладнокровный боец, верный товарищ. Он погиб, исполняя интернациональный долг в борьбе с фашизмом в небе Испании, Герой Советского Союза. Его короткая, но яркая жизнь была насыщена столькими событиями, что хватило бы на десяток человек и не на одну книгу.


Планирую и третью статью о французе, лётчике Жане Паунтис. В книге В.К.Муравьева «Испытатели ВВС» говорится «В 30-е годы пришли на испытательную работу в НИИ ВВС француз Жан Паунтис и итальянец Примо Джибелли   ». В книге В.М.Ермакова «Главный испытательный аэродром» в первой главе упоминается лётчик-испытатель авиабригады Жан Паунтис. В дальнейшем судьба лётчика по истории НИИ ВВС не прослеживается. Обратился к интернету и в статье А.Незванова «Исторические анекдоты из советской эпохи», обнаружил следующее: «В 1934 году в качестве консультанта в Москву по приглашению МАИ приехал знаменитый французский летчик Жан Пуатисс. Бруни сопровождал его в качестве гида и переводчика». Николай Александрович Бруни не менее интересный человек. Он: художник, скульптор, поэт, романист, музыкант, футболист; воин-патриот - участник Первой мировой, летчик, прапорщик, награждён тремя Георгиевскими крестами; доброволец Красной Армии - командир 1 авиаотряда ВВС РККА; затем судьба делает крутой поворот и он священник; и опять жизненный поворот он переводчик в НИИ ВВС, авиаинженер, конструктор самолётов, профессор МАИ. Далее в статье говорится, что «8 декабря 1934 года он был арестован по ложному доносу. Поводом к аресту послужили контакты с Ж. Пуатиссом. Бруни был обвинён в шпионаже в пользу Франции». Из этого можно сделать вывод, что следы Жана Паунтис также теряются в кровавой мельнице репрессий. Надеюсь все же не останавливаться и проследить судьбу летчика-испытателя НИИ ВВС. Хотя прошу заметить разницу в написании фамилии лётчика в разных источниках. Может это и два разных человека?


Собираю материал и о, не менее интересных лётчиков НИИ ВВС, представителей разных национальностей Российской империи, ставших на заре возникновения авиации одними из первых пилотов и отдавших свои жизни чтобы советские самолёты были лучшие в мире. Это эстонец, старший лейтенант Эдгард Юганович Преман, участник первой советской пилотажной группы «Красная пятёрка» и ингерманландец, комбриг Томас Павлович Сузи. Томас Сузи погиб при испытании истребителя И-180, вслед за Валерием Чкаловым. Если Валерия Чкалова, Степана Супрун, Петра Стафановского в настоящее время любители авиации еще помнят, то имена Эдгарда Преман и Томаса Сузи не заслуженно забыты.

 

Роберт (Роберто) Людвигович Бартини – человек загадка


В книге, написанной В.К.Муравьевым и изданной к 70-летию НИИ ВВС им.В.П.Чкалова «Испытатели ВВС», есть такие строчки. «19 сентября 1923 года в здание штаба Научно-опытного аэродрома вошел красивый, статный мужчина. «Почтовый ящик № 5» - надпись на небольшой табличке, висевшей у подъезда, придали ему уверенность, и он решительно протянул вахтёру документы. Через считанные минуты он оказался в отделе кадров».


Первая должность в Научно-опытном аэродроме, будущем ГЛИЦ им. В.П.Чкалова этого человека была лаборант-фотограммист. Всего шесть лет работы в нашем институте, но каких лет! Эксперт технического бюро, одновременно военный лётчик-испытатель, конструктор. С сентября 1928 года, возглавляет экспериментальную группу по проектированию гидросамолётов в Севастополе, там начиналась история Испытательного морского центра ГЛИЦ. В 1928 году, в свои тридцать с небольшим лет - комбриг по современному генерал-майор. С 1929 года - начальник отдела морского опытного самолётостроения. В 1930 году назначен главным конструктором СНИИ (завод № 240) Гражданского Воздушного Флота (ГВФ).


Если набрать в поисковике интернета его имя то получим 139 миллионов ответов, 481 тысячу видео. О нём и им написаны сотни книг, тысячи статей, сняты документальные фильмы. Многие авторы считают его современным Леонардо Да Винчи, другие человеком из будущего или инопланетянином. Его называли вторым Тесла, гением предвидения и визитёром из пятого измерения. Идеи этого человека так сильно опередили время, что оценить их в полной мере смогли только спустя десятилетия, а современники воспринимали их как шутку или бред больного человека.


Публикации о нём имеют красноречивые названия: «Бартини – преодолеть неизбежное», «Кто Вы товарищ Бартини?», «Как итальянский аристократ стал советским авиаконструктором», «Бартини – человек из будущего», «Бартини – человек ниоткуда», «Удивительная биография гения из «шарашки» и прототипа Воланда», «Шестимерная вселенная Бартини», «Сталь»: человек и самолёты», их можно перечислять до бесконечности, но они в полной мере не смогут отразить всю многогранность этого человека.


Малоизвестный широкому кругу общественности и даже авиационным специалистам, он был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл его своим учителем. В разное время и в разной степени с этим таинственным человеком были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие. Помимо авиации и физики, человек будущего занимался с переменным успехом космогонией и философией, доказал, что время, как и пространство, имеет три измерения, а до самых далеких галактик рукой подать.


Он во многом определил судьбу своих учеников и друзей-писателей: М.Булгакова, В.Набокова, А. Грина, А.Толстого, А.Платонова, Е.Шварца, Л.Лагина, А.Волкова, Л.Леонова, И.Ефремова, Именно он стал прототипом самых необычных персонажей - Воланда в романе «Мастер и Маргарита», Старика Хоттабыча, Буратино и даже Маленького принца Экзюпери, ефремовского Дар Ветра и - Остапа Сулеймана Марии Берты Бендер-бея! Его можно узнать в благородном доне Руматру, учёного посланного на другую планету из «Трудно быть богом» Стругатских. Кроме этого он был артистически одарённым, знал семь языков, писал стихи, рисовал картины, великолепно играл на музыкальных инструментах. В своих картинах он изображал будущее; есть несколько работ его кисти, написанных на темы теории возникновения вселенной.


Такой фантастический человек имел и необыкновенный облик и привычки. По отзывам, знавших его, на улицах Москвы он выглядел довольно экзотично, прохожие оглядывались на красавца с римским точёным профилем и иссиня-чёрными волосами. Серый берет, лихо заломленный на ухо и белоснежный шарф, а на единственном, на всю жизнь галстуке, который он завязывал по южной моде свободно, красовалась какая-то необычная заколка с прозрачным камушком. Некоторые придавали этому камушку магические свойства. Чуть ли не всю жизнь носил один потертый костюм и ходил в парусиновых туфлях. Это был странный, неухоженный человек, но он не обращал на это внимание. Он существовал в другом измерении.


Первое жильё в Москве он получил в старом доме в Мерзляковском переулке - крохотная комнатка с окнами на уровне земли: стол, стул, тумбочка и аптечка на стене. Быт его не волновал, работая, он мог неделями ничего не есть.


Последние годы он жил в Москве, в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте, каждая комната была окрашена в свой цвет. На потолке его кабинета было нарисовано небо и солнце, стены до середины тоже были покрашены как небо, а ниже - как море. На полу было нарисовано дно. Окна в квартире были всегда занавешены, он часами лежал на этом «дне» и смотрел в потолок, на солнце или читал почти в темноте, яркий свет он не переносил. В медитациях он уходил куда-то к источнику своих опережающих время идей. Квартира была завалена горами книг, бумаг и чертежей, но этот странный человек в любой момент знал, где лежит нужный ему документ или книга.


Он не был способен жить с собственной женой, потому что даже она не выдерживала его образа жизни. Поэтому семья – жена, сын с супругой и внук продолжают ютится на одиннадцати квадратах подвальной комнаты в Мерзляковском переулке. Внук Олег вспоминает «Так мы много лет и мигрировали между Мерзляками и Кутузовкой. Детские воспоминания о деде у меня сумбурные, но радостные. Всякий раз, когда я приезжал к нему, он рассказывал про самолеты и космические миры. Мы много рисовали, у него были огромные охапки цветных карандашей. Почему-то всегда пили чай с тортом "Сюрприз", в холодильнике их обычно было не меньше полдюжины. Дед пытался меня научить своему удивительному умению - писать зеркально. Увы... Позднее, когда я учился на физико-химическом факультете в Институте стали, я уже мог с ним серьезно разговаривать и чуть-чуть его понимать».


Так кто же этот необычный, удивительный человек? Его происхождение так же загадочно, как и он сам, как и его проекты и напоминает библейские, святочные истории или сюжет приключенческих романов. Никем не раскрыто и его взаимодействие с секретными службами СССР.


Кто же это? В 1896 году молодой барон-повеса Лодовико Ороса ди Бартини, он же один из видных вельмож Австро-Венгерской империи закрутил роман с семнадцатилетней соседкой-сиротой, жившей у родственников, не очень состоятельных, но заносчивых мадьярских дворян, гордых своим происхождением. Романтически настроенная девушка не устояла от пылких обещаний барона, но тот, добившись своего уехал.


Грех семнадцатилетней племянницы обнаружился, разгневанные опекуны увезли ее и держали взаперти, чтобы скрыть позор. При родах, 14 мая 1897 (официальное место рождения Роберто город Фиума Австро-Венгерской империи - ныне город Риека в Хорватии), она впала в беспамятство. Когда очнулась и немного окрепла, ей сказали, что мальчик умер. В действительности же его тайком отдали в крестьянскую семью. Молодая женщина не поверила опекунам. Через полгода она нашла сына, уехала с ним к его отцу. В родном городе она узнаёт, что ее возлюбленный уже успел женится на другой. На рассвете, положив спящего Роберто на крыльцо дома опекунов, она утопилась. Мальчика снова отдали тем же крестьянам. А далее судьбе было угодно, чтобы они перебрались в Фиуме, где глава семьи получил место садовника у барона Лодовико Ороса ди Бартини к тому времени вице-губернатора провинции.


Супруги Бартини жили в любви, но их существование омрачало невозможность иметь детей. И вот судьбе было угодно, чтобы баронесса увидела трёхлетнего Бартини, приёмного сына четы своих садовников. Садовник отказывался не только отдать ребёнка, но даже рассказать, чей он на самом деле. Вице-губернаторша наняла детектива, который и узнал, что этот малыш является не кем иным, как внебрачным сыном её мужа. Ребёнка забирают, и отец официально усыновляет его. Так Роберто обрёл свою настоящую семью и фамилию Бартини.


Не правда ли сказочная история? Тем более что есть публикации, которые сообщают, что рода Бартини в природе не существует. Настоящая фамилия Роберто не Бартини, а Ороджи, а подлинный отец барон Формах. Но…Дальнейшее расследование показывает, что европейских аристократов с такой фамилией так же не существует. Есть версия, что Роберто родился от служанки и барона, и специально представлен, якобы случайно преданным барону садовником баронессе. Детектив же был подкуплен и рассказал нужную барону Лодовико Ороса ди Бартини историю.


Тем не менее, Роберто обретает любящую семью, в которой ему нет отказа ни в чем. Он оказался удивительно одарённым ребёнком, мог рисовать двумя руками одновременно, быстро научился говорить и читать на шести европейских языках, увлекался спортом, физикой, математикой, сочинял стихи, играл на фортепиано. Мальчик постоянно удивлял взрослых телепатическими способностями – он часто отвечал на вопрос, который ему только собирались задать.


По преданию в 1912 году гимназист Роберто увидел в Фиуме демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Они поразили воображение и перевернули его судьбу. Бартини страстно увлёкся авиацией на всю жизнь.


Началась Первая мировая война. Бартини окончил офицерскую школу (1916 год), и отправлен на Восточный фронт. Во время Брусиловского прорыва попал в плен и вывезен в лагерь под Хабаровск, где, как предполагается, впервые встретился с большевиками и проникнулся их идеями.


В 1920 году Роберто вернулся на родину. Его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив звание государственного советника. Однако сын не воспользовался, после скорой смерти отца, наследством в 10 миллионов долларов. На миланском заводе «Изотта-Фраскини» он был последовательно разнорабочим, разметчиком, шофёром. Одновременно он сдаёт экстерном экзамены на авиационном отделении Миланского политехнического института (1922 год) и заканчивает в 1921 году Римскую лётную школу.


С 1921 Роберто Бартини член Итальянской коммунистической партии (ИКП), которой и передал отцовское наследство. Он знакомится с коммунистом Примо Джибелли, не подозревая, что пройдёт время и им вместе придётся бороться с фашизмом, работая в Научно-опытном аэродроме в Советском Союзе.


Как бывшего офицера-фронтовика Роберто ввели в группу боевиков, обеспечивающую охрану руководителей коммунистической партии от фашистов. В 1922 году в Генуе, во время международной конференции, артистически-очаровательный барон умело, в несколько дней, расположил к себе русского князя Феликса Юсупова, савинковца, террориста, одного из убийц Распутина. Он смог сорвать план покушения на делегатов России во главе с наркомом иностранных дел Г. В. Чичериным. Роберто Бартини ценит Пальмиро Тольятти, другие члены ЦК КПИ. Ему негласно дают кличку «Красный барон».


В 1922 году в Италии к власти пришли фашисты во главе с Муссолини. Итальянская коммунистическая партия решает направить Бартини в Советский Союз, для работы «на самом острие красноармейского штыка» по его специальности - в авиации. Тогда же Роберто даёт клятву сделать всё «чтобы красные самолёты летали быстрее черных».


В те годы руководство нашей страны с полной самоотдачей развивало научно-промышленный потенциал страны, предвидя неизбежность военной агрессии объединенного западного мира против Советской России. За считанные годы надо было восстановить разрушенную в результате Мировой и Гражданской войн экономику, подготовить научные и инженерные кадры, осуществить индустриализацию, модернизировать сельское хозяйство. В других странах процесс этот занимал столетия. Советской России на все это было отпущено менее двадцати лет. Выбора не было: или совершить почти невозможное, ломая традиционный уклад жизни великой страны, неимоверно напрягая силы, или смириться с поражением.


Путь в Россию Роберто Ороса ди Бартини пролёг из Италии через Швейцарию, Германию и Польшу в Петроград, а оттуда в Москву. В Советской России из барона Роберто Ороса ди Бартини он превратился в авиационного конструктора Роберта Людвиговича Бартини.


             В начале заметки я уже писал, за какой короткий срок Бартини продвинулся в Научно-опытном аэродроме ВВС РКФ по службе от простого лаборанта до главного конструктора, комбрига. За эти шесть лет работы им было разработано четыре блестящих проекта: три гидросамолёта и один истребитель. Разработанные им профили крыла, новый способ защиты гидросамолетов от коррозии, использование особо лёгких сплавов, высоко оценили специалисты ЦАГИ.


В дальнейшем у него были революционные предложения в самолётостроении:


- убирающееся в фюзеляж шасси, которое снижало общее сопротивление;

-  самолёты с одним колесом (зимой на одной лыже), под крыльями подбираемые костыли;

- для уменьшения лобового сопротивления использовать испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла;

- использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции, значительное аэродинамическое сопротивление самолета, снижала вес конструкции и другие.


Он много летал, принимая непосредственное участие в полётах на опытных и серийных машинах с такими уже известными лётчиками, как Н.П.Шебанов, П.М.Стефановский, Л.Г.Бухгольц и А.Б.Юмашевым. Дружба с ними помогла Роберто Бартини впоследствии, когда они принимали участие в испытаниях самолётов конструкции самого Бартини.


            В дальнейшем Роберто Бартини главный конструктор СНИИ ГВФ. В 1935, был создан 12-местный пассажирский самолёт «Сталь-7» с крылом «обратная чайка». В 1936 году самолёт представлялся на Международной выставке в Париже, а в августе 1939 на нём был установлен международный рекорд скорости на дистанции 5000 км - 405 км/ч. Это был первый разработанный Бартини проект, который был реализован. Первый - и на долгие годы, к сожалению единственный.


14 февраля 1938 года Роберт Бартини был арестован НКВД СССР, по обвинению в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини. Решением внесудебного органа («тройкой») Бартини приговорили к - 10 лет лишения свободы и пять - «поражения в правах»


На базе спроектированного Бартини пассажирского самолёта «Сталь-7» был разработан дальний бомбардировщик ЕР-2. Без преувеличения, этот самолёт внёс огромный вклад в победу СССР. В августе-сентябре 1941 года самолёты ЕР-2 (ДБ-240) успешно участвовали в нанесении бомбовых ударов по столице фашистской Германии Берлину. Это вызвало большой моральный подъем в нашей стране и панику в Германии. Тем более, что на фоне больших потерь военно-воздушных сил Красной армии министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс объявил, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг пообещал Адольфу Гитлеру и немецкой нации: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!». Но секретность сыграла злую шутку с ЕР-2 (ДБ-240). В первые месяцы войны наблюдатели ПВО не знали конфигурацию этого самолёта и многие были сбиты при взлёте или возвращении с задания.


Заключённый Бартини был направлен на работу в закрытое авиационное КБ тюремного типа («шарашку») - ЦКБ-29, где он работал до 1947 года. Принимал участие в работе по бомбардировщику Ту-2, под руководством А. Н. Туполева, также находившегося в заключении. С приближением немецких войск к Москве ЦКБ-29 было эвакуировано в Омск.


В 1946 году Бартини был освобождён. С 1948 года работает в ОКБ-86 на территории завода имени Димитрова в  Таганроге. С 1952 года Бартини - главный инженер перспективных схем летательных аппаратов в Сибирском НИИ им. С. А. Чаплыгина.


В 1956 году Роберт Бартини был реабилитирован, а в апреле 1957 года откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП в Люберцах. Здесь в ОКБ П.В.Цыбина под руководством Бартини до 1961 года было разработано 5 проектов самолётов полётной массой от 30 до 320 тонн разного назначения. Среди советского высшего военно-политического руководства протекцию Р.Л.Бартини оказывал Маршал Советского Союза Г К.Жуков. Практически сразу же после снятия его с должности Министра обороны СССР осенью 1957 г. был закрыт целый ряд проектов Бартини.


Именно в этот период Бартини замыслил проект крупного самолёта-амфибии вертикального взлёта и посадки, который позволил бы охватить транспортными операциями большую часть поверхности Земли, включая вечные льды и пустыни, моря и океаны. Им были проведены работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлётно-посадочных характеристик таких самолётов. Первым шагом в этом направлении стал небольшой Бе-1, прошедший лётные испытания в 1961—1963 годах. Впоследствии начались разработки экранопланов, которые с перерывом идут до сих пор.

 


В 1968 году коллектив Р.Л.Бартини из Подмосковья переезжает на завод им. Г.Димитрова в КБ Г.М.Бериева (Таганрог), специализировавшееся на гидросамолётах. В соответствии с концепцией «безаэродромных самолётов» в 1972 году были построены два противолодочных самолёта ВВА-14 - «Вертикально взлетающая амфибия». В 1976 году один из этих аппаратов был преобразован в экраноплан. Через некоторое время после смерти Р.Л.Бартини в 1974 году работы над этими летательными аппаратами были прекращены.


Подводим итоги: на счету Роберта Бартини свыше 60 проектов самолётов, из которых в серийный выпуск пошёл только один и ещё четыре конструкции были построены в качестве опытных образцов. Самолёты, которые конструировал Бартини, было невозможно построить в те годы. Он как и его духовный учитель Леонардо Да Винчи смотрел далеко вперёд.


Впрочем, остались свидетельства, что одна из его невероятных задумок была воплощена в 1935 году – на одном из военных аэродромов был испытан самолёт-невидимка. Об этом испытании стало известно только спустя два десятилетия, и то случайно. По словам очевидцев, после того, как заработал мотор, самолёт задрожал и... исчез. После этого был слышен только звук взлетающей и удаляющейся машины, который становился всё тише, потом исчез, потом стал нарастать снова. Невидимый самолёт подлетел к аэродрому и после этого «проявился» - снова возник из пустоты. Остаётся только догадываться, правда ли это или тоже из области мифов о Роберте Бартини.


Все озарения Бартини иего инженерные находки при работе над тяжелыми транспортными самолетами, проверенные четкими математическими формулами, впоследствии были использованы в КБ О. К. Антонова. Именно благодаря им на свет появились такие красавцы, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». В предисловии к книге о Р.Бартини «Красные самолеты» И.Чутко, с благодарностью Антонов пишет «Роберт Бартини был человеком несокрушимой убеждённости, человек кристальной души, пламенный интернационалист». В самолётах Туполева Ту-95, Ту-144, «сотке» Сухого тоже прослеживаются идеи Бартини, которые смогли осуществить только через 20 лет после смерти конструктора.


Бартини прежде всего известен как выдающийся авиаконструктор, которого газета «Красная Звезда» даже назвала в одной из статей «Гением предвидения». Но после опубликования в 1965 году его статьи по теоретической физике в журнале «Доклады Академии наук СССР», стиль и содержание которой были необычными и казались настолько бессмысленными, что научное сообщество посчитало её юмористическим розыгрышем.


Существует множество высказываний и воспоминаний о Бартини:


- С.П.Королёв скульптору Файдыш-Крандиевскому: «Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника. Его образ вы должны запечатлеть в первую очередь»;

- А.С.Яковлев: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»;

- В 60-летнем возрасте Бартини отличался внешней привлекательностью: классические черты лица, спортивная, подтянутая фигура. Поэтесса Н.В.Образцова говорила о нём: «Это был настоящий римлянин»;

- Как-то Бартини спросил М. П. Симонова - может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую? Речь шла о США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. Бартини же сказал: «А если бежать наперерез?!»;

- На одной из встреч с Лаврентием Павловичем Берия, который во время войны курировал «шарашки» Бартини набрался смелости и попросил освободить его из заключения, потому что никакого преступления он не совершал. На что Берия ответил: «Мы это знаем. Если бы были виноваты, мы бы Вас расстреляли!»;

- По проекту Бартини построили первый в мире межконтинентальный вертикально взлетающий бомбардироващик ВВА-14. Когда Бартини шёл к нему по взлётному полю, он плакал - это был один из немногих реально построенный самолёт по его проекту. Самолёт с невероятными, фантастическими характеристиками. Он мог взлетать и садиться где угодно, обладал невероятной грузоподъемностью и весовой дальностью;

- Станислав Кашафутдинов, авиаконструктор, ученик Р.Бартини «Невысокий, с очень горделивой осанкой. Всю весну и осень ходил без шапки, только в морозы надевал ушанку. Никаких тулупов я на нем не видел, только легонькое демисезонное пальто. Все жили тогда скромно. Бартини знал другие времена, но за свою жизнь, где были и фронт, и плен, и ссылка, испытал все. И никогда не терял присутствия духа, не впадал в уныние. Наверное, это и есть черта подлинного аристократизма. Всегда в галстуке. Верхняя пуговица рубашки расстегнута, узел галстука чуть приспущен - эдакая итальянская вольность. У меня хранится фотография, оставшаяся после посещения Бартини в его московской квартире. Роберту Людвиговичу на ней уже за семьдесят, на фото он в пижаме. Но в галстуке!»;

Обладая даром предвидения, о своей смерти он тоже знал заранее. Накануне Бартини написал завещание, в котором просил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. С тех пор его архив никто не видел. По одним данным его забрали спецслужбы, по другим он оказался никому не нужным и из-за своего объёма был элементарно уничтожен.

Умер Роберт Людвигович Бартини 6 декабря 1974 года, на 78 году жизни в своей квартире за письменном столом.

На вопрос о своей национальности Бартини всегда писал – русский, а однажды ответил: «Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы».

Похоронен в Москве на Введенском кладбище (29 участок). На памятнике надпись: В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных. 

 

Член ахтубинского местного отделения

Российского военно-исторического общества,

С.Ефремов

 

 

 

Авиаконструктор в домашнем кабинете. Фото: РИА Новости ria.ru

 


Обломки ВВА-14, построенного по проекту Бартини в 1972 году. Центральный музей ВВС, Монино