Последние вопросы
Администрация МО "Ахтубинский район"
 
Министерство культуры и туризма Астраханской области
 
Центр народной культуры
 
Районная детская школа искусств № 21 им. М.Балакирева
 
Районная детская художественная школа № 4 им. П. И. Котова
 
Путеводитель по Ахтубинскому району
 
 
 
 
Богдинско-Баскунчакский  заповедник
 
Ахтубинская и Енотаевская епархия
 
Управление образованием администрации МО "Ахтубинский район"
 
Областной  методический центр  народной культуры  г. Астрахань
 
 
Работы Семирикова И.Ю.
 
Творчество ахтубинцев
 
 Новости "Astrobl"
 
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
 
 
 
 
 
ГлавнаяУчреждения культурыМБУК «Межпоселенческая центральная библиотека»Мероприятия. ВстречиНужны ли библиотеки жителям района, или как мы читаем?

Нужны ли библиотеки жителям района, или как мы читаем?

Муниципальные подразделения МБУК «Межпоселенческой Центральной библиотеки» в октябре-ноябре 2014 года приняли участие в  социологическом исследовании «Библиотека: ее значимость в местном сообществе».

Исследование проводилось с целью получения актуальной информации о перспективах развития библиотек, их востребованности в местном сообществе. Полученные данные станут основой для последующего определения путей эффективного реформирования муниципальных библиотек, рассмотрения различных подходов решения существующих проблем.

Анкетирование проводилось по трем направлениям: «Книга и чтение в жизни  села», «Чтение родителей и детей: проблемы передачи культуры», «Изучение информационных потребностей жителей села».

Всего в исследовании приняли участие 956 жителей сел и поселков Ахтубинского района,  в возрасте от 10 до 86 лет. В анкетировании приняли участие  - 75%  женщин, 25% - мужчин.

Анкеты состояли из 9 - 15 вопросов и были построены как закрытые – анкетный вопрос, на который респонденту были предложены готовые варианты ответов, так и открытые, где читатели должны были сформулировать самостоятельно и записать ответ на специально отведенном для этого месте.

Анкеты заполнялись пользователями непосредственно во время посещения библиотек. Анкеты включали вопросы о читательском стаже читателя; о мотивации его обращения в библиотеку; о том, как пользователь оценивает ее работу в целом и в частности (фонды и их доступность, современное оборудование, комфорт и уют, компетентность и внимательность библиотекаря и др.); какой видит читатель библиотеку в будущем.

Специальный вопрос посвящен участию читателей в библиотечных мероприятиях, его отношению к этому направлению деятельности библиотеки.

 

Что же показали итоги анкетирования?

 

Для большинства пользователей (65%) «библиотека – источник информации и знаний». Спрос на информацию является основным мотивом обращения. Но книги, чтение – не единственное, что привлекает население в библиотеку. Каждый пятый считает ее центром культуры села, а каждый шестой - центром межличностного общения и местом проведения досуга, где можно получить новые знания.

Интересуясь читательским стажем пользователей, библиотекари обратили внимание на такой факт: из 956 чел.(100%) опрошенных респондентов  - 478 чел. (50%) имеют читательский стаж от 5 до 20 лет,  191 чел. (20% ) - те кто записался недавно от 1 года до 5 лет, и 287 чел. (30%) составили те, кто пользуется библиотекой менее года. Это неплохой результат, т.к. он показывает, что библиотека с каждым годом  становится более востребованной.   

Посещаемость всегда являлась важным показателем деятельности библиотеки. Большинство из опрошенных часто пользуются услугами библиотеки.

На  вопрос анкеты: «С какой целью Вы приходите в библиотеку?» однозначные ответы дал каждый второй читатель.  Немалая часть  пользователей отметила несколько позиций. Были получены следующие ответы:

Для пополнения профессиональных знаний ………………… 12%

За литературой в помощь учебе………………………………….27%

С целью самообразования ………………………………………21 %

Для знакомства с новинками литературы, прессы………….15 %

С интересом провести свободное время ………………………25%

На  вопрос «Уютно ли Вам в библиотеке?»: большинство читателей ответили, что они чувствуют себя в библиотеке, как в родном доме. «Библиотека – дом, где согреваются сердца, работают добрые, внимательные люди»; «Очень люблю ходить в библиотеку и общаться»; «Меня здесь ждут, мне здесь рады» и т. д.  

На следующий вопрос анкеты «Решить проблемы в пользовании библиотекой мне помогают…»  большинство  ответило, что предпочитают обращаться к библиотекарю (72,8%).

Отрадно, что подавляющее большинство читателей отмечают улучшение в работе библиотек. Несмотря на недостаточное финансирование комплектования все-таки «больше стало поступать новых книг», «изменился интерьер», «стало уютнее», «появились новые интересные выставки», «стали разнообразнее массовые мероприятия», «увеличился диапазон услуг», «появился компьютер», «есть выход в Интернет», «улучшилось качество обслуживания», «стало больше различных форм работы с молодежью» и т.д. (с.Пологое Займище, с.Капустин Яр детская и сельская, с.Золотуха, п.Средний Баскунчак, п.Верхний Баскунчак - детская, с.Удачное).

Отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, необходимо изменить в работе библиотеки?», более половины опрошенных сошлись во мнении, что главное – это «улучшить материально-техническую базу», «решить проблему комплектования книжных фондов и подписки на периодические издания» «обновить фонды», «сделать ремонт» (ст.Верблюжье, с.Батаевка, с.Болхуны детская и сельская, п.Верхний Баскунчак — сельская, с.Покровка, с.Садовое).

     На вопрос: «Что вам не нравится в нашей библиотеке?» были получены следующие ответы :

  • малая экземплярность периодических изданий,
  • слабое пополнение новыми книжными поступлениями,
  •  платные услуги  (т.е. выдача книг за плату);

 

 

Так как анкетирование проводилось сельскими библиотеками, то последний вопрос звучал так: «Нужна ли селу библиотека?». Все единодушно ответили: обязательно нужна!