Последние вопросы
Администрация МО "Ахтубинский район"
 
Министерство культуры и туризма Астраханской области
 
Центр народной культуры
 
Районная детская школа искусств № 21 им. М.Балакирева
 
Районная детская художественная школа № 4 им. П. И. Котова
 
Путеводитель по Ахтубинскому району
 
 
 
 
Богдинско-Баскунчакский  заповедник
 
Ахтубинская и Енотаевская епархия
 
Управление образованием администрации МО "Ахтубинский район"
 
Областной  методический центр  народной культуры  г. Астрахань
 
 
Работы Семирикова И.Ю.
 
Творчество ахтубинцев
 
 Новости "Astrobl"
 
Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник
 
 
 
 
 

МО "Поселок Верхний Баскунчак"

 

Глава МО: Тикеев Шагит Зейнишевич

 

В 1882 году была построена железнодорожная ветка, соединившая солепромысел в поселке Нижний Баскунчак с Владимировской пристанью.

 

В 1903 году начато строительство Астраханской линии Рязанско-Уральской железной дороги (ныне Приволжская). На месте строительства этой линии безземельными крестьянами Ахтубинской поймы, разного рода поволжскими бечевниками был образован поселок. Все дома были расположены вдоль станционных путей. Здесь жили люди разных национальностей: украинцы, русские, казахи, татары и др. В 1903 году появилась станция Верхний Баскунчак. Поселение возникло в верхней части степного рельефа, отсюда и название Верхний.

 

Но днем рождения поселка считается 22.07.1907 года, в этот день через станцию прошел первый поезд. Единственным каменным зданием в то время были паровозное депо со своими мастерскими, водоемное здание и небольшое здание водокачки. В 1910 году в поселке появилась первая школа. В 1924 году в поселке было всего две улицы (Советская и Сталина), 126 частных домовладений  и 28 железнодорожных домов и проживало около 1800 человек.

 

В одной единственной, семилетней школе обучалось 278 детей. Клуб был деревянный. По поселку насчитывалось четыре магазина, из них три частных и один государственный. Работал и небольшой алебастровый завод, который закрылся в 1935 году, так как стал убыточен для государства. Паровозное и вагонное депо обслуживало железнодорожный состав,  не имея никакой механизации.

 

В амбулатории работал один врач и две медсестры. В деревянной станции, размещался телеграф. Через станцию пролегало пять путей.

 

В 1927 году построен кирпичный клуб и времянка электростанции.

 

В 1930 году организован колхоз «13 лет Октября».

 

В 1953 году построено вагонно-ремонтное депо.

 

В 1940 году был организован детский сад в частном доме.

 

В 1940 году Верхний Баскунчак уже считался самым крупным на участке Красный Кут- Астрахань. В это время на узле численность населения увеличилась до 3,5 тысячи человек, в том числе железнодорожников около тысячи.

 

Во время ВОВ объем перевозок увеличился в три раза, стараясь сорвать регулярное движение поездов, фашистская авиация планомерно бомбила узел. В таких трудных условиях станция работала с июля 1942 года по февраль 1943. После бомбежки осталось: водокачка, контора пути и около 300 жилых домов, из которых полностью к жилью пригодных не было.

 

Сегодня В.Баскунчак  – это крупнейший железнодорожный узел на Приволжской ж/д.

 

Верхнебаскунчакский поселковый Совет, Ахтубинского района, Астраханской области образовался в 1919 году.

 

МО «поселок Верхний Баскунчак» расположено в полупустынной местности.

 

Источник